Понравилась публикация? (RSS, Я.Ру, e-mail)
28 декабря состоялся VI Съезд Союза композиторов Республики Коми. В результате тайного голосования на очередной председательский срок единогласно выбран композитор Михаил Герцман. В качестве приглашённых на Съезде присутствовали заместитель министра культуры Коми Марина Андреева и начальник отдела профессионального искусства того же ведомства Дмитрий Степанов. Переизбранный председатель Союза ответил на вопросы «Красного знамени». - Михаил Львович, многие упрекают композиторов Коми в том, что народ их не знает. Как вы реагируете на подобные высказывания? - Раньше этот упрёк меня удивлял и огорчал, позже раздражал и бесил. Сейчас он меня смешит. Теперь-то я хорошо знаю категорию людей, упрекающих в собственном невежестве не себя, а нас. Это те, кто не интересуется музыкой. Не конкретно нашей, а академической музыкой вообще. Такие в упор не «видят» наших афиш, не ходят на наши концерты и спектакли. «Кто-кто? – спрашивают они пренебрежительно. – Что-то я не слышал такого композитора». Для меня это звучит как «Кто-кто? Почему это я, ни разу не побывавший ни на одном камерном концерте, никого не знаю?» На недавнем фестивале , где прозвучала музыка всех семи наших профессиональных композиторов, публика показала, что она нас прекрасно знает. Это и была наша публика. Так что людям из названной категории самое время воскликнуть: «Да ладно! А я что-то и не слышал о таком фестивале». - Офис Союза композиторов находится в центре города. Говорят, что там есть довольно просторный зал с роялем. Планируется ли проведение музыкальных вечеров? - О том, что мы могли бы проводить концерты в «здании Союза композиторов», я слышу довольно часто. Не буду напоминать, что там смогут разместиться около пятнадцати слушателей (а если потеснимся, то и все двадцать). Не буду и плакаться, что наш рояль находится в нерабочем состоянии (под золотой рояльный дождь уходящего года мы, к сожалению, не попали). Скажу о другом. Мы всегда готовы показать свою музыку, но надо помнить, что концерт – штука затратная. Прежде чем скрипач, флейтист, вокалист, струнный квартет выучат нашу музыку, мы должны как-то гарантировать им оплату. С какой стати они должны бесплатно тратить время и силы на разучивание новой для себя музыки? Работа эта очень тяжкая! У музыкантов и без нас много работы. А «выпросить» деньги на подобные мероприятия – задача нереальная. Поэтому концерты для пятнадцати человек в «зале» Союза композиторов представляются мне не слишком рентабельными. Отмечу, что наша музыка популярна во всех музыкальных школах (и не только в нашей республике) – дети и их педагоги охотно играют нас бесплатно. Спасибо им! Многие замечательные музыканты (а это нередко лучшие творческие силы республики) тоже охотно исполняют нас и без денег, за что им наш нижайший поклон. Но… Много ли в мире людей, готовых работать бесплатно всегда? - Какие тенденции в культурной жизни республики беспокоят композиторов сегодня? - Любой творческий союз и вообще интеллигенцию волнует (и всегда будет волновать) проблема отношений с властью. И не только в связи с неохотным финансирование искусства. Опера Сергея Носкова «Иван Куратов» стала ярким примером того, чего можно достигнуть, когда в талантливых людей республика вкладывают деньги. Думаю, подобную практику необходимо продолжить. Нам нужны оперы – исторические, трагические, комические – любые. Главное – талантливые. Беспокоит, удивляет, а иногда и смешит частая смена министров культуры в Коми. Я отнюдь не склонен преувеличивать роль министра в культурном процессе (произведения искусства создаёт всё-таки не он, а Художник). Но и приуменьшать роль министра тоже неправильно – в конце концов, именно на него возложена ответственность за создание условий для творчества Художника. Но для этого надо глубоко внедриться в культуру, приобрести особый культурный код. Как тут не вспомнить острое высказывание Мстислава Ростроповича (хоть и по другому поводу): «Я не боюсь министра культуры, я боюсь культуры министра». Должен подчеркнуть особо: не появись в последние два года системы правительственных грантов Главы Республики Коми, не окажись во главе Колледжа искусств блистательного организатора и музыканта Андрея Дикоева, не было бы в последние пару лет и такого рывка в культуре. За эти два года изменилось само культурное лицо Сыктывкара! И наивысшим культурным достижением стал (в том числе) фестиваль музыки современных композиторов «Традиции и классика авангарда». Я живу в республике с ранней юности, но никогда ничего подобного и в таких масштабах и близко не происходило. - На Съезде были представители Министерства культуры Коми. Какова, по вашему мнению, заинтересованность представителей власти в сотрудничестве с Союзом в общем деле развития культурной сферы? - Мы всегда работали и работаем в тесном контакте с министерством. Долгое время такая связь осуществлялась через начальника отдела профессионального искусства Татьяну Харитонову, являющуюся членом нашего Союза композиторов. Её, к сожалению, «ушёл» один из череды министров. Теперь мы работаем с другим начальником этого отдела Дмитрием Степановым – её, можно сказать, учеником. На наше счастье, и этот чиновник оказался большим умницей, прекрасным организатором и талантливым генератором идей (выпускник Московской консерватории как-никак). Поэтому в нас ещё теплится надежда встать вровень с другими республиками хотя бы в практике музыкальных фестивалей – например, приволжскими республиками, с которыми мы общаемся и где нередко бываем. Пользуясь случаем, от имени нашего Союза композиторов поздравляю всех читателей газеты с Новым годом. Для меня словосочетание «Красное знамя» наполнено особой музыкой: здесь я печатался более тридцати лет…
Михаил Герцман: «Упрёки людей в адрес композиторов республики меня смешат»
Михаил Герцман: «Упрёки людей в адрес композиторов республики меня смешат» - :: komikz.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий